«

»

Дек 15

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Наши дети тем умнее,

чем больше возможности быть

умными мы им предоставляем».

Глен Доман.

Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Становление у ребенка образа мира начинается с тех впечатлений, которые он получает в детстве.

Фундамент представлений и понятий закладываемый в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие личности. Именно в дошкольном возрасте темп интеллектуального развития очень высокий, по сравнению с другими возрастными периодами. Если в период дошкольного детства педагоги допускают дефекты в воспитании и обучении детей, то в более старшем возрасте очень трудно устранить данные дефекты, которые могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие и становление личности.

Интеллектуальное развитие дошкольников в современной науке можно рассмотреть с разных точек зрения, которые иногда диаметрально противоположные. Например, нейрофизиолог А.И. Шеповальников считает, что большинство детей, страдают не от избытка, а от недостатка информации.

Детский психотерапевт В.И. Гарпузов напротив, полагает, что ускорение интеллектуального развития детей опасно, т.к. происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому, ответственному за образное, творческое мышление.

Мы загружаем левое полушарие, которое отвечает за логику, понимание речи. А ребенок правополушарное вещество, его мышление образное. Поэтому, включая правое полушарие, несловесное, отмечает он, необходимо постепенно подтягивать к процессу познаний и левое, комментируя, озвучивая возникающий образ. И тогда, ребенок, соотнося образное с логическим, будет развиваться гармонично, без перегрузок нервной системы и расстройства психики.

Интеллектуальное воспитание личности – фактическая реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с Сухомлинским, который писал, что «Невежда опасен для общества, он не может быть счастливым сам и причиняет вред другим». Вышедший из стен школы может чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком.

Учитывая, что современный этап развития социума характеризуется огромным потоком информации различного уровня, а ребенок открыт и вольно или невольно испытывает на себе не всегда полезную информацию, поэтому работу по интеллектуальному развитию проводим с учетом изменяющейся окружающей действительности.

Не случайно определений интеллекта, данное М.А. Холодной звучит так: «Интеллект – специфическая форма организации индивидуального, ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия понимания и объяснения, происходящего».

Наша задача интеллектуального развития ребенка заключается в оказании педагогической поддержки каждому ребенку на пути его самопознания, в установлении его отношений с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.

Работа в нашей группе по интеллектуальному развитию строится на основе программы «Развитие» Л.А. Венгера и направлена на развитие у детей радостного осуществления своих растущих возможностей.

Источником интеллектуального развития выступают два вида деятельности: во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которую направляем на овладение ребенком знаний, необходимых для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. Творческая деятельность, в отличии от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, мы решаем многие задачи и с разной целью. В учебной деятельности решаем учебно-тренировочные задачи для того, чтобы дети овладели какими-то умениями, усвоили то или иное правило. В творческой деятельности решаем поисково-творческие задачи с целью развития способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируем, общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируем, общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Для развития интеллекта дошкольника в нашей группе мы используем следующие факторы:

  • отбор знаний, предлагаемых детям;
  • связь между занятиями, что дает возможность ребенку поразмышлять об услышанном, «вжиться» в материал и перспективы знания в практическую плоскость;
  • разработка четкой системы подачи знаний, концентрация вокруг наиболее значимых аспектов «ядра» знаний;
  • использование активных форм познания: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации.

Работу в нашей группе организуем, соединяя различные виды деятельности в единый педагогический процесс: речевую, игровую, математическую, природоведческую, музыкальную, театральную, а также решаем комплекс воспитательно-образовательных задач и развитие психических процессов в единое целое.

Интеллектуальное развитие дошкольников осуществляем во время непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности. Занятия строим таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключения с одного вида на другой.

Используем педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели, как развитие любознательности (основы познавательной активности ребенка), развитие способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности, развитие творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и детьми.

Педагогический процесс реализующий воспитательно-образовательные задачи по интеллектуальному развитию дошкольников выстраиваем таким образом, чтобы от каждого его участника востребовалась активная позиция в различных жизненных ситуациях.

Проводя занятия с большим количеством детей, при передаче детям социального опыта пользуемся такими методами и приемами, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал ребенка и увлекают его в интереснейшее путешествие в страну открытий, где нужно искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результатов.

При этом одновременно с дидактическими решаются задачи нравственно-волевого содержания и развития самостоятельности, общительности, целеустремленности, доброжелательности.

Осуществляя интеллектуальное развитие ребенка через различные виды деятельности, мы создаем соответственно постановленным целям среду пребывания ребенка, своевременно реагируя на возникающие в педагогическом процессе ситуации, оценивая их, предвидя возможные воспитательные последствия, адекватно разрешая их, используя разнообразный педагогический арсенал, учитывая индивидуальные особенности ребенка в процессе приобщения его к социальному опыту, отбирая содержание.

Кто же такой педагог, в интеллектуальном развитии? Педагог – организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Педагог управляет развитием детей, побуждает их активно действовать в свободной деятельности, передает детям социальный опыт (знания, умения, навыки).

Ребенок – с помощью педагога внимательно вглядывается в объект своего изучения и в речи отражает свое понимание об увиденном, свое отношение к нему. Под воздействием вопросов он активизирует предъявленный факт под новым углом зрения, высказывает суждения о том, что это, каково его самочувствие, состояние, что можно предпринять, чтобы изменить. Попытка проникнуть в суть вещей, образов развивает у ребенка способность наблюдать, анализировать свою работу таким образом, чтобы ребенок являлся не объектом воздействия и предметом деятельности педагога, а активным субъектом деятельности.

Наш основной принцип работы: меньше показывать и объяснять, больше побуждать детей к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению с взрослыми и сверстниками.

В основе организации педагогического процесса по интеллектуальному развитию в нашей группе лежит интеграция задач различных содержательных деятельностей.

Большой удельный вес в интеграции принадлежит сенсорному развитию, природоведению, конструированию, развитию речи, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, музыкальной, театральной. Интеллектуальное развитие дошкольников осуществляем также и через реализуемую нами программу М.Л. Лазорева «Здравствуй». Содержащую не только оздоровительные элементы, но и познавательные, способствующие интеллектуальному воспитанию личности.

Слияние различных содержательных видов деятельности создает благоприятную основу для успешного целостного интеллектуального развития дошкольников. Наша цель – создать условия и подготовить ребенка к непрерывному саморазвитию.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>